В ходе камеральной проверки налоговый орган по общему правилу не может истребовать дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). ?сключения составляют ситуации, когда представление данных документов вместе с декларацией предусмотрено Налоговым кодексом РФ, а также случаи, прямо указанные в ст. 88 НК РФ. Одним из подобных случаев является использование налогоплательщиком льготы. Проводя камеральную проверку соответствующей декларации, инспекция вправе запросить документы, подтверждающие право на эту льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ).
В рассматриваемом Письме Минфин России отметил, что под действие данной нормы не подпадают случаи применения дифференцированных ставок по налогу, уплачиваемому по УСН. Финансовое ведомство исходит из следующего.
На основании п. 2 ст. 346.20 НК РФ для лиц, применяющих УСН с объектом «доходы минус расходы», налоговая ставка составляет 15 процентов. Однако законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Льготами в соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ признаются преимущества, которые отдельные категории налогоплательщиков получают по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог или перечислять его в меньшем размере.
Минфин России указал, что налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения: ставки — самостоятельный и обязательный элемент, а льгота — необязательный (факультативный).
От применения льготы налогоплательщик вправе отказаться. Следовательно, установление субъектом РФ пониженной ставки налога, уплачиваемого при применении УСН, не отождествляется с установлением льготы.
Таким образом, налоговый орган не вправе истребовать у применяющего УСН налогоплательщика, в отношении которого проводится камеральная проверка, документы, подтверждающие применение дифференцированных ставок.
?сточник: Письмо Минфина России от 21.10.2013 № 03-11-11/43791